Предстартовый брифинг

Предстартовый брифинг

Начинается спортивный сезон 2021 года. Обрисуем в двух словах (ха-ха) его формат и особенности, фактические и гипотетические.

Вполне очевидно, что мечтать о былой интенсивности соревнований в текущих условиях было бы наивно. Поэтому календарь, хотя в целом и сохранил привычную структуру, но все же заметно полегчал – главным образом за счет регулярного чемпионата. Реализовать в полной мере концепцию, сочетающую деление на дивизионы, марафонскую дистанцию и высочайшую конкуренцию, скорее всего не получилось бы, а разыгрывать самый “трудовой” титул на каком-нибудь простеньком турнирчике – это принижать его статус. Что касается подвисших результатов 2020 года, когда получилось отыграть всего лишь раунд, то никуда они не денутся и в дальнейшем, если получится возобновить чемпионаты, будут так или иначе учтены.

Без регулярки, понятно, не нужны и квалификации. Кроме того, до лучших времен отложена идея Кубка вызова: когда на счету каждый штык, деление на середняков и лидеров не слишком актуально.

Все остальное – на месте.

Сперва – блиц. В марте – Мемориал: групповой этап (только не четыре группы по четыре игрока, а две по шесть) и плей-офф (с четвертьфинала). С одной стороны, уменьшено общее количество участников – менее вероятен недобор, с другой, на каждого игрока придется больше партий. В апреле – Чемпионат: двухкруговая основная часть (участников тоже поменьше – восемь) и отбор в формате плей-офф (без ограничений). Скорректирован временной контроль – две лишние секунды на ход призваны компенсировать неторопливость польского сервера.

Затем – классика. Летом – Открытый кубок (точные даты пока не известны – ждем решения организатора), в октябре –  Кубок наций, в ноябре – Турнир претендентов, в декабре – Чемпионский матч. Схемы проведения во всех случаях привычные. Число участников претендентского увеличено до восьми, чтобы снова не оставить за бортом какого-нибудь амбициозного юниора. Главное же событие сезона в этот раз пройдет до Нового года: перенос на январь был оправдан для первого матча, который был очным, потом же это делалось просто по привычке.

Призовые пока планируются на блицевом чемпионате, претендентском турнире и чемпионском матче.

Есть и еще кое-какие идеи, но о них поговорим отдельно, когда появятся детали и более-менее определится настрой сообщества.

Теперь о скучном – всяческой бюрократии.

Во-первых, организаторы. Пока что их трое: Клуб, которому после приостановки деятельности Лиги были переданы права на все турниры и титулы, а также Игорь Войнов и Оксана Дымарчук, принявшие участие в экспериментальной процедуре драфта и получившие от Клуба разовые лицензии на проведение Чемпионата по блицу и Открытого кубка. Если опыт окажется успешным, будем распространять его и на другие соревнования.

Во-вторых, процедуры. Форум “Спортивных Точек” работает выборочно и местами, поэтому регистрация на турниры переехала на Tensū (если планируете играть, не затягивайте с регистрацией профиля – без него заявку не подать). Связанные с турнирами жалобы и предложения можно размещать в интернет-приемной Клуба (Совет Лиги в отпуске, поэтому роль обратной связи возрастает). Наконец, вынесены в отдельную инструкцию правила верификации – подробно расписывать их в каждом регламенте больше не придется.

В-третьих, собственно, регламенты – скорректирован ряд типовых положений. В целом – косметика, но есть и существенные моменты.

Например, положение, которое в опубликованном уже регламенте Мемориала закреплено п. 4.4.2,  п.п. “д” п. 5.2.1 и п.п. “в” п. 5.3.1. Речь идет о весьма скользкой ситуации, которая маловероятна, но теоретически возможна: игроки находятся онлайн, однако партию не начинают и обвиняют друг-друга в невызове (непринятии вызова). Автоматических приглашений на Заграме нет, административных прав у арбитра – тоже. В итоге – конфликт и организатор в роли козла отпущения. Выход один – показать арбитру монитор (благо, что в наше время сделать видеозвонок не является проблемой). Очень надеюсь, что применять эту новацию не придется, однако смартфон под рукой настоятельно рекомендую иметь.

Кроме того, обязанности арбитра и участника. Первый теперь не должен следить за поведением зрителей (не имея прав модератора, повлиять на случайных посетителей приложения невозможно), второй же, наоборот, должен следить за собственным, когда общается с арбитром и чем-то недоволен (требовать соблюдения организаторами и арбитрами высоких спортивных стандартов – нормально; забывать, что одним из таких стандартов в любой дисциплине является уважительное отношение спортсменов к судьям, – нет).

Далее – пара соображений в порядке обобщения опыта.

Переигровки обоюдных техпоражений. Причины, по которым от них в прошлом году отказался Совет, известны: правило давало простор для манипуляций и могло порождать конфликты (собственно, и порождало). Кроме того, недостаточно высокая, чего уж греха таить, самодисциплина многих игроков создавала арбитру проблемы с назначением переигровок и контролем их проведения. Оборотная сторона такого решения – снижение комфорта добросовестных участников соревнований, коих все же больше. В новом сезоне правило вернется в обиход, но с некоторыми ограничениями. На коротких турнирах с олимпийской или смешанной системой его применение представляется нецелесообразным. В остальных же случаях (круговые турниры и Матч) оно должно использоваться в доработанном виде, а именно: возможности договариваться о переигровках необходимо лишать игроков, явным образом отказавшихся от борьбы и пропускающих большое количество партий. Какими конкретно формулировками это будет описано, решим по ходу дела.

Прямые трансляции. Точечная аудитория, мягко говоря, не избалована тематическим зрелищем, поэтому не удивительно, что в сообществе преобладает позитивная оценка данного жанра. Без заинтересованного и вовлеченного в процесс зрителя никакие турниры не имеют смысла – поиграть в свое удовольствие игроки могут и без спортивного антуража. Все, что работает на популяризацию игры, должно поощряться, а трансляции на это действительно работают – лично знаю людей, открывших для себя спортивные точки только благодаря им. Очевидно, однако, и то, что стримы надо ставить в определенные рамки – негативные моменты есть и они лежат на поверхности. Рано или поздно это будет сделано, проблема лишь в том, что объективная реальность зачастую не очень дружит с формальным подходом к упорядочиванию. Понимаю ли я, к примеру, что амплуа арбитра и комментатора не слишком совместимы? Прекрасно понимаю. Но что прикажете делать, если желающие судить и комментировать в очередь почему-то не выстраиваются? Кто-то думает, что мне очень нравится быть наглядной иллюстрацией поговорки “жнец, кузнец и на дуде игрец”? Нет, не очень. Но какие есть варианты? Или те же задержки. То, что текущих двух минут не всегда хватает с гарантией, – отнюдь не бином Ньютона. Но настройки Youtube не позволяют поставить больше, а более-менее серьезный таймаут при помощи программных средств требует хорошего “железа”, чем я похвастаться не могу. Да и будет ли зрителям столь же интересна трансляция, отложенная, скажем, на 10-15 минут, учитывая, что играем мы онлайн? Вопросы, вопросы… Решения же пока могут быть только компромиссными. Да, трансляции нужны и полезны для общего дела. Да, комментатор должен следить за каждым своим словом, чтобы свести к минимуму риск повлиять на результат. Да, нужно откуда-то брать новых организаторов и стримеров, чтоб не возникало конфликта интересов, нужно совершенствовать техническую составляющую и организационные моменты. И – да, все это требует времени, взаимодействия членов сообщества, спокойного и аргументированного диалога.

Ну и напоследок – постскриптум от Капитана Очевидность. Сезон нам с вами предстоит во многом определяющий. Нельзя сказать, что начинаем с чистого листа, но вероятность к нему потихоньку скатиться совсем не нулевая. Кто скатываться пока не готов – добро пожаловать.

Опубликовано Volunteer в Блог, 0 комментариев
Делопроизводство

Делопроизводство

Восстановил персональные профили рейтинговых игроков. Напомню, если кто не в курсе, что с 2017 года, когда был учрежден рейтинг Севастопольского клуба, на каждого участника официальных турниров заводится эдакое личное дело – страница с подробной информацией об игроке и его спортивных достижениях.  Раньше эти страницы публиковались на sevdots.ru, но после отключения ресурса стали недоступны.

Ссылки на профили конкретных игроков – это их имена в актуальных и архивных рейтинг-листах: раз, два, три, четыре. Всего на данный момент имеется 92 профиля. Обновляться они будут, как и прежде, после каждого официального турнира или редактирования рейтинг-листов по иным причинам. Помимо скучных циферок новая версия личных дел содержит также и графику: знаки спортивных званий, виртуальные награды.

Опять же, буду признателен за информацию о возможных фактических или оформительских ошибках – большой объем ручной работы таковые подразумевает. Пишите сюда. Ну и не забывайте о том, что большая часть профилей до сих пор не содержит фотографии и года рождения. Это, конечно, вещь сугубо добровольная, но все же полностью оформленные дела, согласитесь, выглядят значительно солиднее. Кто надумает, шлите в личку соцсетей или на почту.

Опубликовано Volunteer в Блог, 0 комментариев
Тени прошлого

Тени прошлого

Потихоньку обнимаю необъятное. Сегодня закончил работу по восстановлению архива турниров.  Подробная информация о наиболее значимых соревнованиях, которые мы проводили с 2015 года, доступна теперь в соответствующем разделе сайта, а также на форуме.

Для начала пришлось сформировать архив турнирных партий: отобрать из общего массива три с лишним тысячи sgf-файлов, переименовать, рассортировать и залить на файлообменник. Потом надо было для каждого турнира создать отдельный блок страниц, чтобы разместить регламенты, таблицы со ссылками на партии и прочую сопутствующую информацию.

В итоге получилось 48 официальных турниров, 24 из которых проведены Лигой, 20 – командой “Спортивных Точек” (до создания Лиги), 2 – Оксаной Дымарчук, и по одному – Игорем Войновым и Константином Захаревичем.

Работа была нудная и кропотливая, объем информации большой, поэтому, хоть я и старался перепроверять все по несколько раз, ошибки не исключены. Если кто-то обнаружит, сообщите, пожалуйста здесь.

Ну и напомню на всякий случай, что партии с сайта скачиваются в виде sgf-файлов. Чтобы посмотреть игру, нужно открыть файл стандартным блокнотом, скопировать содержимое в буфер, после чего вставить в поле Paste Raw SGF раздела Upload польского клиента Eidokropki.

P.S. Следующий этап – восстановление личных профилей участников официальных турниров.

Опубликовано Volunteer в Блог, 0 комментариев
Переворачивая страницу

Переворачивая страницу

Последний раз писал в блог, страшно сказать, в августе девятнадцатого. Собственно, ничего удивительного в этом нет. Примерно тогда проект “Спортивные Точки”, построенный вокруг одноименного игрового приложения, и вышел, так сказать, на финишную прямую. Еще полгода он катился по инерции, а потом началась агония.

Причина банальна – рыночек порешал. Разработчик сбросил с баланса убыточное приложение, а вместе с ним – и нас с вами. Мои попытки оттянуть неизбежное (продажа атрибутики, сбор пожертвований на Patreon, поиск инвесторов и сторонней техподдержки) оказались тщетны, поскольку реальными полномочиями на проекте я никогда не обладал, а владелец программного продукта делиться ими отказался категорически.

Хозяин – барин. Обидно лишь то, что в течение многих месяцев, пока проект медленно умирал, разработчик не посчитал необходимым не то что помочь сообществу, которое оставил без информационных ресурсов (об игровой площадке и не говорю), но даже элементарно объяснить людям суть происходящего. Так испортить общее впечатление о многолетней работе – это надо постараться.

Впрочем, поблагодарить PixelPlex мы все равно обязаны – хорошего было сделано гораздо больше. “Спортивные Точки” подарили массу эмоций, оставили богатое наследие и наглядно продемонстрировали, что потенциал развития у игры есть (когда пойдете на похороны скептиков, не забудьте надеть маску).

Именно сохранение наследия меня и заботило все последнее время. Летом двадцатого стало очевидно, что сообществу нужен запасной аэродром под собственным контролем – слишком дорого обходилась длительная изоляция от информационного пространства. Группы в социальных сетях полноценной заменой тематическому порталу быть не могли, поэтому для размещения наработанного за пять лет контента (пригодились-таки резервные копии!) я решил создать новый сайт.

Сразу отмечу, что удовольствие это хоть и не слишком дорогое, но все же не бесплатное. И вот тут очень кстати оказался остаток средств, собранных в свое время на Patreon. Огромное спасибо людям, которые откликнулись тогда на призыв о помощи. Спасти приложение не получилось, но и даром ваши пожертвования не пропали – делу развития точек они еще послужат.

Отдельная благодарность Дмитрию Дёмину, выудившему с сервера СТ архив партий в формате sgf (без этого невозможно было бы восстановить турнирную историю), а также игрокам, добавившим на новый форум свои старые публикации.

Работу я начал еще в сентябре. Объем ее оказался огромным: на дворе январь, но сайт готов в лучшем случае на две трети. Предпочел бы, конечно, представить сообществу итоговый результат, однако слишком долго затягивать официальное открытие нельзя – информационный вакуум надо срочно заполнять. Основные разделы созданы, остальное закончу по ходу дела. Тем более, имеется отличный повод для презентации – Чемпионский матч.

Подробно описывать портал не вижу смысла – разберетесь сами. Отмечу разве что пару технических моментов, касающихся форума:

Ознакомиться

  • при регистрации лучше не пользоваться почтой от Яндекса – очень долго не приходит ссылка для подтверждения (ну и проверяйте папку “спам”);
  • логин должен быть написан латиницей (после регистрации в настройках профиля можно указать любое другое отображаемое имя);
  • возможность вставлять в публикации ссылки появится после трех одобренных модератором сообщений;
  • картинки добавляются при помощи тега img в окошке “исходный код” (следите за размером изображения – 200-300 пикселей вполне достаточно);
  • регистрация на форуме позволяет также комментировать публикации в блоге.

Будут вопросы – пишите, площадка для обратной связи теперь есть. Ну а дальше время покажет, останется ли новый ресурс своеобразным музеем былых свершений или послужит очередной ступенькой поступательного развития.

Все, что зависело от меня, я сделал. Дальше – только сообща.

P.S. Относительно недавних попыток разработчика реанимировать приложение я никакого оптимизма не испытываю. Получится – будем сотрудничать, нет – закроем эту страницу и пойдем дальше. Проекты уходят, игра и люди – остаются.

Опубликовано Volunteer в Блог, 0 комментариев
Бремя лидера

Бремя лидера

Награда “Весомый вклад” была учреждена в июле 2016-го. С тех пор мы вручили три десятка медалей первой степени – тех, что в серебряном обрамлении. Высшая, которая в золоте, ждала своего первого обладателя три года. Наконец, дождалась.

Организация турниров – штука очень важная, но довольно хлопотная. Наблюдать со стороны готовы практически все, играть – многие, а вот брать на себя ответственность за проведение – единицы. Тем более, когда речь идет не о сетевых баталиях, а о живом мероприятии.

Без очных соревнований развитие спортивной дисциплины невозможно – это факт. Тем приятнее, что в текущем году мы с вами увидели уже два таких турнира: Открытый Чемпионат Беларуси и Открытый Чемпионат Украины. Не отметить их главных вдохновителей традиционной наградой Проекта было бы по меньшей мере странно.

Чемпионат Беларуси – результат коллективных усилий, однако решающую роль в том, что он состоялся, сыграл, на наш взгляд, Артур Лисицкий. Выступив в качестве переговорщика и координатора, он обеспечил участие основного состава олимпийской сборной Страны, без чего турнир просто не имел бы смысла. Все остальное – дело техники.

Что же касается Чемпионата Украины, то за его проведение надо сказать спасибо Оксане Дымарчук и Евгению Теслюку. Надеемся, что их творческий тандем, отработавший свой дебют на отлично, еще не раз порадует точечное сообщество подобными мероприятиями.

Ну а пока – гирьки. И если для Артура и Евгения, впервые попавших в списки лауреатов, они будут с серебряным отливом, то для Оксаны, которая медаль первой степени уже получала, – с золотым. Учитывая, что деятельный интерес к развитию точек она проявляет не время от времени, а систематически, – абсолютно заслуженно.

Оксана Дымарчук | Евгений Теслюк | Артур Лисицкий

Наши поздравления!

Опубликовано Volunteer в Блог, 0 комментариев
Дезинфекция

Дезинфекция

Года полтора назад я уже высказывался по поводу содержания чатов Приложения. Сообщество пару дней пошумело и успокоилось, серьезного интереса к данному вопросу не выказав. Чаты как были тренировочным полигоном троллей и сортирных юмористов, так им и остались. Количество пошлятины последнее время зашкаливает, а доминирующим стилем общения становятся конфликты. Это дискредитирует нашу работу и создает такие репутационные издержки, на фоне которых опасения закрутить гайки до полной стерильности отступают на второй план. Уж лучше тишина, чем такая активность.

Как показывает опыт, в подобных ситуациях нормально работает только один метод – нулевая толерантность. Если в случае с политикой и национальной рознью мы изначально заняли предельно жесткую позицию, то и проблем с этими крайне взрывоопасными темами практически нет. Пришло время заняться любителями фекалий, гениталий, сексуальных девиаций и конфликтных ситуаций. Для начала в порядке временного эксперимента – карантина, так сказать. А дальше видно будет.

Менять правила для этого не нужно – достаточно строго следовать букве существующих. Напомню, что пользовательское соглашение, помимо прочего, запрещает:

  • использовать… вульгарные, непристойные, явно выходящие за рамки общепринятых норм морали высказывания;
  • оскорблять, унижать, глумиться над другими пользователями или третьими лицами (пусть даже и корректно по форме);
  • сознательно провоцировать конфликты по любому поводу (пусть даже и корректно по форме);
  • навязчиво домогаться общения с другими пользователями, даже если они явно дали понять о своем нежелании общаться;
  • размещать повторно (продолжать размещение) после получения предупреждения от модератора любую другую информацию, которая, по мнению администрации ущемляет интересы пользователей, угрожает благоприятной атмосфере в сообществе… или по другим причинам является нежелательной.

Аудитория у нас в культурном плане довольно однородная, некие усредненные моральные стандарты все отлично себе представляют, даже если и не считают необходимым ими руководствоваться. Поэтому рассказывать модераторам о разных вкусах и тонких гранях не надо, равно как и пытаться троллить их всяческими  эвфемизмами – результат предсказуем. Связывать ужесточение модерации с какими-то конкретными персоналиями тоже не стоит. Оно обусловлено общей усталостью от низкопробности и бестолковости генерируемого контента, а не желанием кого-то задвинуть или, наоборот, защитить. Мерка будет единой для всех.

Свобода самовыражения, которую мы так долго боялись ограничить, выродилась в итоге в такие формы, которые не имеют ничего общего с тематикой ресурса. Почему так получилось, является ли это специфической особенностью точечного сообщества или случайным результатом гиперактивности отдельных его представителей – вопрос десятый. Главное, что на фоне всего этого, с позволения сказать, творчества совсем потерялись точки, и нас это совершенно не устраивает. Да, мы бы предпочли решить вопрос путем расширения функционала – предоставления пользователям возможности создавать закрытые чаты по интересам. Но пока этого нет и, когда будет, неизвестно. А делать что-то надо уже вчера.

Мнения, отзывы и предложения приветствуются. Обратная связь в данном случае очень полезна.

Опубликовано Volunteer в Блог, 0 комментариев
Стольничек

Стольничек

Между делом у нашего спортивного сообщества нарисовался небольшой юбилей: количество верифицированных игроков достигло сотни. Число красивое и, кроме того, удобное для разного рода цифровой эквилибристики. В общем, хороший повод для  коротенькой статистической справки.

Первым делом – первоисточник: таблица.

Из сотни точечных бойцов 59 представляют Россию, 28 – Украину, 9 – Беларусь, 2 – Молдову, 1 – Грузию, 1 – Польшу.

Мужчин – 88, женщин – 12 (не хватает романтики, да).

Общее количество представленных городов – 61. Из них 34 находятся в России, 18 – в Украине, 5 – в Беларуси, 2 – в Молдове и по одному в Грузии и Польше.

Распределение игроков по городам таково: Москва – 15, Днепр и Киев – по 4, Брянск, Минск, Одесса, Санкт-Петербург, Севастополь, Харьков – по 3, Астрахань, Брест, Гомель, Екатеринбург, Киров, Самара, Симферополь – по 2. Все остальные, понятно, – по одному.

Самым западным городом, насколько я смог разобраться с координатами, является Светлогорск (это под Калининградом), восточным – Улан-Удэ, северным – Салехард, южным – Тбилиси.

Самый большой – Москва (более 12 миллионов), самый маленький – Любомль (около 10 тысяч). Общее количество жителей всех городов, кстати, – почти 49 миллионов человек. Следовательно, верифицированные игроки в точки составляют 0,0002% их населения. Вы где-нибудь видели еще более закрытый элитный клуб? То-то же.

Ладно, думаю, хватит. Следующий раз посчитаю, когда доберемся до тысячи. Надеюсь, доживу.

Опубликовано Volunteer в Блог, 0 комментариев
Жизнь и память

Жизнь и память

Скоро весна. Природа сбросит с себя зимнее оцепенение и под лучами ласкового Солнца зазеленеет островками молодой травы, запестрит нежными лепестками первоцветов, заиграет соловьиными трелями. Любоваться очередным торжеством жизни – бесценно. Настолько бесценно, что мы с вами, привыкшие в повседневной реальности раскладывать все по полочкам и расклеивать ярлычки, очень редко задумываемся об истинном значении и глубоком внутреннем трагизме этого бесконечного круговорота. Ведь не сторонние мы его наблюдатели, а самые что ни на есть непосредственные участники. И от грязного февральского снега, уходящего в землю, чтобы дать дорогу новой жизни, не отличаемся ничем. Почти ничем.

Память – вот наше главное отличие. Еще один бесценный дар не в меру щедрого Мироздания. Сверкнув единожды на бескрайнем небосклоне жизни, мы оставляем лишь призрачный след – воспоминания тех, кто задержался там подольше нашего. Скажете, абстракция? Отнюдь. Мириады таких полупрозрачных ниточек сплетаются в замысловатые узоры, становясь в итоге фоном, на котором живут последующие поколения. Память врачует души, память обучает, память предостерегает, память сплачивает, память вдохновляет. Без нее мы – аморфное стадо человекообразных, с ней – Люди. И не важно, идет ли речь о семьях, странах или цивилизациях. Каждый уровень уникален, каждый – по-своему важен.

Год назад наше маленькое сообщество получило возможность подхватить одну из таких уходящих в вечность ниточек и начать плести свой собственный памятный узор. Речь, конечно, о Мемориале Алены Серебровой – турнире, с предысторией которого можно ознакомиться в прошлогоднем материале.

Первый шаг сделан. Настало время для второго.

Кто мы?

Опубликовано Volunteer в Блог, 0 комментариев
Слово и дело

Слово и дело

Застоялись что-то наши золотые гирьки. Пылью покрылись, поблекли. Одно время даже позвякивать перестали, хозяина призывая, – верный признак творческого упадка в точечном королевстве. Потому и не проверял я их довольно долго – чего лишний раз паутину на себя наматывать?

Но пришлось. Не то вспышки какие на Солнце приключились внезапно, не то музы, облетая укромные уголки необъятной Вселенной, случайно потоптались и в нашем тупичке, однако на рубеже старого и нового годов случился в точках маленький такой, пугливый, но от этого не менее желанный ренессанс.

Начало этой творческой аномалии положил Данил Шведов, пополнивший библиотеку “СТ” двумя статьями: “Общение точками” и «О телепатии». Подхватила эстафету Оксана Дымарчук, справедливо решившая, что на Портале остро не хватает прямой речи. Серия из четырех интервью, в которых Оксана пообщалась с известными игроками (Артур Лисицкий, Вадим Рустамов, Андрей Андруш, Василий Сидоренко), вызвала немалый интерес и живой отклик аудитории. Настолько живой, что Данил решил сие начинание немедленно поддержать. Первым его собеседником стала сама Дымарчук, а затем на огонек залетел двукратный вице-чемпион Игорь Шлимак. Но, как говорится, не интервью единым. Творчество – это всегда поиск чего-то нового: свежих идей, неожиданных форматов. К таковым, несомненно, можно отнести работу Шведова «Тайна Банана». Здесь мы найдем и живое общение, и теоретические размышления, и практические советы. Интересно и познавательно.

Не менее познавательным получилось и первое видео Николая Рыбалкина, в котором он кратко и доходчиво разобрал довольно сложный игровой момент. Будем надеяться, что за дебютным роликом последуют и другие, однако свой “Весомый вклад”, условия награждения которым, напоминаю, предполагают систематическое деятельное участие в жизни сообщества, Николай заработал уже сейчас. Возможно, кто-то уже позабыл, но первым интервьюером на “СТ” был именно Рыбалкин, в далеком уже 2016 году обстоятельно побеседовавший с призерами Итогового турнира Сергеем Чернобровиным, Александром Шевцовым и вездесущим Шлимаком.

Последний, кстати, тоже отметился на ниве видеоблогинга, поддержав общий творческий порыв соратников. Продолжит в том же духе, подумаем о гирьке в золотом венке – в серебряном-то у него уже имеется.

Ну и, конечно, нельзя не отметить мало кому заметную, не слишком творческую, но абсолютно необходимую рутинную работу. Речь о ежегодной премии Sport Dots Awards, которая, в общем, для того и существует, чтобы усилия энтузиастов, вроде тех, что описаны выше, не терялись на просторах Интернета и получали достойную оценку и заслуженное признание. В свое время Оксана Дымарчук совершенно добровольно взялась помогать администрации “СТ” проводить данное мероприятие и продолжает это делать по сей день.

Итак, очищенные от пыли и натертые до блеска золотые гири в этот раз получают:

Оксана Дымарчук | Данил Шведов | Николай Рыбалкин

Наши поздравления!

Опубликовано Volunteer в Блог, 0 комментариев
Два слова о четырех скрестах

Два слова о четырех скрестах

Надеюсь, все, кто так или иначе причастен к официальным турнирам по спортивным точкам, знают, что проводятся они по Правилам игры, установленным Севастопольским клубом.

Тут надо сделать лирическое отступление. Правила составляются не просто так, а для того, чтобы исключить любые поводы для спорных ситуаций. Игроки должны четко понимать, во что и на каких условиях они играют. Особенно это принципиально для спортивных дисциплин: годы тренировок, рекорды, титулы, рейтинги, карьеры, деньги — все это в той или иной мере зависит от качества и стабильности соответствующих правил. Здесь нет места размытым формулировкам, многочисленным вариациям и спонтанным экспериментам.

Любой вид спорта стремится к унификации, кодификации правил и максимальному консерватизму в том, что касается их изменения. Там же, где унификация в рамках одной дисциплины невозможна (как по объективным, так и по субъективным причинам), появляются новые, и то, что вчера было вариацией, завтра становится другой игрой. Так, например, разделились регби и английский футбол. Точно так же позднее появился футбол американский, а от английского отпочковались пляжный и футзал.

Правила игры СКСТ — это не абстрактные «правила всея точек», а правила конкретной спортивной дисциплины, именуемой “спортивные точки”. Они подробны, однозначны и сведены к минимально необходимому набору игрового функционала. Причем объем этого функционала взят не с потолка, а является обобщением опыта, накопленного авторами многочисленных точечных проектов, начиная с Points XT, организаторами турниров, начиная с Виталия Колосова, и такими игроками-теоретиками, как, например, тот же Колосов, Василий Новиков или Алексей Приймак. Все излишнее, вторичное, все, что портит тактическую, стратегическую, комбинационную составляющие игры или создает дисбалансы, было выведено за скобки и оставлено любителям. Это — результат полутора десятилетий коллективного творчества и объективный процесс развития в направлении спорта, а не чья-то прихоть.

Тех, кому интересно проследить данный процесс в деталях, отсылаю к серии статей по истории точек: первая часть, вторая часть, третья часть, четвертая часть, пятая часть.

Одним из важнейших элементов правил нашей игры является стартовая позиция. Пустое поле история отсеяла очень быстро — это почти гарантированные ноль-ноль. Доминирующим же вариантом со временем стал одинарный скрест в центре. Чем он хорош? Тем, что является, так сказать, атомом борьбы в точках. Ведь результативная игра невозможна без пересечения цепей, а пересечением с минимальным количеством точек как раз и является одинарный скрест. В итоге и вероятность безрезультатной игры снижается кардинально, и творчество игроков не слишком ограничивается предустановленными игровыми фишками, и преимущество первого хода не столь очевидно. Кроме того, и это очень важно, такая стартовая позиция легко и предельно четко фиксируется в правилах с помощью четырех координат. Все знают, где будут находиться стартовые точки, и могут, исходя из этого, разрабатывать дебютную стратегию (пользоваться чужими наработками), будучи уверенным, что никакие сюрпризы невозможны в принципе.

Серьезные попытки модифицировать стартовую позицию были предприняты относительно недавно — в начале 2010-х на Zagram. Польское влияние, рост конкуренции и выравнивание среднего уровня мастерства наиболее активной части игроков привели к некоторому, по крайней мере, кажущемуся (поскольку никакой статистики никто, разумеется, не собирал), преобладанию обороны над атакой. Кому-то не нравилось вскрывать сушивших игру «оборонщиков», кого-то беспокоила проблема ничейных результатов (хотя актуальной она была разве что на турнирах, проводившихся по олимпийской системе). В итоге появились и были достаточно широко внедрены в игровой обиход такие разновидности стартовой позиции, как двойной скрест и четыре одинарных. По субъективным ощущениям игроков, они привнесли в игру какое-то разнообразие и создали своеобразную нишу для эстетов, хотя серьезно потеснить классическую «одинарку» не смогли. Единственным неоспоримым достоинством новинок, выявленным на практике, стала очень низкая вероятность ничейного исхода при игре на четырех скрестах.

С появлением «СТ» и актуализацией темы развития точек именно как спортивной дисциплины неизбежно встал вопрос кодификации правил игры и их официального закрепления. Такая возможность появилась после создания СКСТ — первой и на данный момент единственной организации, имеющей формальные основания и фактическую возможность проводить подобную работу.

Вопрос стартовой позиции в ходе разработки Правил изучался очень тщательно. Понимание необходимости единого стандарта было и раньше, окончательно же оно утвердилось после бесед с нашими любимыми партнерами из го (отнюдь не рядовыми игроками, к слову). Прямым текстом нам было заявлено, что обилие вариантов начала игры — это признак непроработанности правил и откровенное дилетантство. Обидно, но справедливо. Оставалось только выбрать этот самый единый стандарт, не игнорируя при этом традиции точек, привычки игроков и полезные свойства некоторых новаций.

Пустое поле по понятным причинам не рассматривалось. Описанные выше достоинства одинарного скреста были неоспоримы (еще об одном поговорим чуть позже). Двойной — это, по сути, производная одинарного. Частный вариант дебюта, к которому за несколько ходов могут прийти (и часто приходят) сами игроки, настроенные на обострение. Выделять его в отдельную позицию — излишне. Что касается четырех скрестов, то этот вариант сочетал в себе один жирный плюс и несколько минусов. Плюс указан выше — «безничейность». Минусы не столь очевидны, но от этого не менее значимы. Во-первых, столь существенное количество предустановленных точек серьезно снижает стратегическую глубину, позиционное разнообразие и, соответственно, творческий потенциал партий. Игра, по сути, опускается на тактический уровень, замыкаясь внутри серии локальных противостояний, призванных защитить четырехкратно увеличившееся количество веток. Данная особенность, к слову, очень часто вынуждает игроков бросать часть разбросанных по полю скрестов, выбирать какое-то одно направление и играть там вполне себе классически. Дополнительные скресты при таком раскладе превращаются в банальную фору, величина которой заранее не известна. Во-вторых, по ощущениям игроков, серьезно усиливается стартовый дисбаланс. Причем хоть сколько-нибудь точно его измерить довольно трудно. Почему? Потому что, в-третьих, скресты на поле размещаются рандомно. С точки зрения какого-нибудь шахматиста это покажется дикостью (представьте ситуацию, когда, к примеру, пешки в начале партии можно ставить не только в линию, но и произвольными зигзагами), однако таковы последствия компьютеризации игры и по-любительски вольного отношения к ее правилам. Стартовые точки не имеют заранее определенных мест на поле: есть лишь некая ограниченная область вокруг центра и алгоритм, случайным образом расставляющий скресты по периметру данной области. Элемент лотереи, допустимый и даже иногда полезный в любительском формате, абсолютно неприемлем для спортивной дисциплины. Точки — интеллектуальная игра с полной информацией, здесь же данный принцип пусть немного, но нарушается. Понятно, что ни о каких заведомо определенных и равных условиях, ни о какой устоявшейся дебютной базе речи при таких раскладах идти не может. Кроме того, подобную стартовую позицию невозможно формализовать, записав в правилах точные координаты всех точек (очередной привет от любимых партнеров).

Но был и еще один важный аргумент в пользу одинарного скреста. Результат игры в точках очень сильно зависит от разницы в классе. Предсказуемость — высокая, сенсации — редкость. Это серьезно демотивирует недостаточно мастеровитых игроков и снижает зрелищность соревнований. Не секрет, что болельщики любят “темных лошадок”, а постоянные победы фаворитов наскучивают. Так вот, из всех рассматриваемых стартовых позиций именно одинарный скрест дает слабому игроку наибольший (хотя и невысокий все равно) шанс зацепиться за результат. Чем больше на поле предустановленных точек, чем больше скрестов, тем проще сильному реализовать свое преимущество. Потому, собственно, и не любят многие лидеры (а чаще — крепкие середняки) сочетание одинарного скреста и упорного соперника, играющего от обороны. Обострять — страшно, поскольку можно нарваться на контратаку или не суметь отыграть жертвы, а терять “свои” очки — обидно. Надо ли упрощать им жизнь? Нет.

Чем так привлекателен английский футбол? В том числе и тем, что забить гол там очень трудно (зато какую радость приносит каждый из них!). Поэтому объективно более сильные команды довольно часто пасуют перед уступающим в классе, но хорошо организованным и настроенным на борьбу соперником. И это здорово, потому что порождает такие красивые истории, как европейское чемпионство сборной Греции в 2004 году или недавнюю победу сборной России над Испанией. А вот, скажем, в хоккее забросить шайбу гораздо проще. Во многом из-за этого фавориты там и не меняются десятилетиями.

В игре от обороны нет ничего плохого — это такой же способ достижения результата, как и атака. Хочешь победы? Атакуй. Но создавать тебе тепличные условия никто не должен. Равным образом нет ничего плохого и в ничейном исходе, поскольку турнирная стратегия — такой же элемент спортивной борьбы, как и, например, тактическое комбинирование в отдельно взятой партии. Зачем искусственно сокращать доступный игрокам арсенал средств достижения цели? Для крайних же случаев, когда ничья невозможна, существуют соответствующие механизмы, о которых чуть позже.

Обдумав вышеизложенное, взвесив все возможные “за” и “против”, мы в конечном итоге приняли в качестве единого стандарта именно одинарный скрест, ставший отныне просто начальным.

Тем не менее работа над Правилами велась не в вакууме, а в конкретном, так сказать, историческом контексте. Дебют с четырех скрестов присутствовал на игровых площадках, включая «СТ», был любим многими известными игроками и, что самое главное, являлся лучшим противоничейным средством, если рассматривать именно игровые (пусть и с оговорками) инструменты, а не какие-то принудительные преференции. Надо было запускать соревновательную систему, надо было формировать костяк будущей спортивной дисциплины, поэтому правила требовались здесь и сейчас — не до экспериментов. Поэтому и появилось компромиссное решение: ввести привычные и понятные игрокам четыре скреста в официальный оборот, но только в качестве средства переигровки ничейных партий, когда это обязательно. Было понятно, что ничьих много не будет (что, кстати, подтверждает текущая статистика), поэтому к существенным перекосам такие переигровки не приведут. Что касается формализации координат, то вопрос был обойден при помощи хитрой формулировки: «Точные координаты составляющих данные скресты точек устанавливаются организаторами соревнований». В условиях, когда единственной, по сути, игровой площадкой, на которой могли проводиться официальные турниры, были «СТ», такой финт просто узаконивал существующий рандомный алгоритм.

Принятая схема работает нормально и нареканий не вызывает. Чтобы не быть голословным, приведу небольшую статистическую справку.

В течение 2017-18 годов было проведено большое количество официальных турниров, однако для анализа я отобрал те, что проводились по наиболее объективной круговой системе (каждый с каждым синими и красными), а также отличались относительно ровным составом участников. Это: SDLRC’17, SDCT’17, SDLRC’18, SDLCT’18. Все турниры проводились на одинарном скресте, отсчет времени — классический. В общем было сыграно 615 реальных партий. 594 (96,6%) закончились победой одной из сторон, 21 (3,4%) — вничью. Синие одержали 302 (50,8%) победы, красные — 292 (49,2%) победы. О чем это говорит? О том, что на больших выборках, когда речь идет об играх сопоставимых (но не равных!) по классу соперников, одинарный скрест обеспечивает приблизительное равенство между синими и красными. И происходит это не за счет каких-то искусственных преференций, а исключительно благодаря спортивной эффективности данной стартовой позиции (некоторое преимущество синих в атаке компенсируется хорошими оборонительными возможностями красных). Что касается ничьих, то их количество минимально, серьезного влияния на итоговое распределение мест они не оказывают, а все разговоры о “ничейной проблеме” являются чистой воды спекуляцией, не имеющей под собой никаких реальных оснований (игры на вылет — отдельная тема, но там как раз и работают четыре скреста).

Проанализировать статистику по нашему “противоничейному механизму” сложнее — меньше выборка. На всех официальных турнирах, начиная с 2015 года, было сыграно 60 партий с этой стартовой позицией (блиц не учитывался). Синие выиграли 29 (49,2%) раз, красные — 30 (50,8%). Вничью завершилась одна игра (1,7%). Картина, в общем, похожа на ту, что мы видели выше: практически идеальный баланс между цветами (только символический перевес в 0,8% перешел от синих к красным) и еще более низкая вероятность ничейного исхода (если учесть, что единственная зафиксированная ничья была результативной — крайне редкое явление, то вероятностью этой можно смело пренебречь). Отдельно отметить стоит, пожалуй, один единственный момент. Все эти партии — переигровки. Понятно, что серьезно уступающему в классе сопернику никто ничью не подарит, поэтому речь в данном случае идет о противостоянии равных или почти равных игроков, которые остаются таковыми при любой стартовой позиции. Это купирует все дисбалансы и не позволяет объективно оценить четыре скреста, что называется, in mass. Бесспорно одно: со своей текущей задачей — переигровкой ничейных партий — данная стартовая позиция справляется нормально.

Между тем решение о частичном узаконивании четырех скрестов в том виде, в котором они сейчас существуют, как было паллиативом, так им и осталось. И первая же дискуссия в сообществе, возникшая в связи с обсуждением перспектив проведения полностью «четырехскрестовых» официальных турниров, эту проблему актуализировала. Собственно, именно поэтому я и решил выступить с подробными разъяснениями на этот счет.

Итак (долгое лирическое отступление закончено):

1. Текущие Правила игры СКСТ не допускают проведение официальных турниров с основной стартовой позицией, отличной от начального (одинарного) скреста. Причины описаны выше и, надеюсь, понятны. Это не чье-либо самодурство, а совокупность объективных факторов.

2. СКСТ выступает против того, чтобы в правила спортивных точек вводились дополнительные стартовые позиции, равнозначные по статусу начальному (одинарному) скресту, и делать этого не будет. Последствия таких новаций очевидны: разные рейтинг-листы, разные системы соревнований, конкуренция регалий, разная теоретическая база, борьба за новичков. В конечном итоге — прямой путь к разделению одной не вполне еще полноценной спортивной дисциплины на несколько безнадежно неполноценных. Дробить то, что еле дышит, не самое, на мой взгляд, разумное стремление.

3. В качестве средства переигровок ничейных партий стартовая позиция с четырьмя скрестами себя, в общем, оправдала. Однако вечно существовать в текущем виде она не может. Лотерею с рандомным размещением скрестов надо со временем упразднять, координаты всех предустановленных точек — фиксировать и прописывать в правилах. Это не так просто, как кажется, поэтому, собственно, до сих пор и не сделано. Вопрос требует всестороннего изучения, экспериментального в первую очередь, и детального обсуждения в сообществе. Скресты надо расположить так, чтобы их конфигурация не давала критических преимуществ одной из сторон, сохраняла тактическую вариативность в дебюте и не умаляла при этом главного достоинства позиции — «противоничейности». Брать на себя единоличную ответственность за решение данного вопроса не хочу, тем более, что особой срочности пока что нет.

4. Товарищеские турниры к сфере ответственности СКСТ не относятся и могут проводиться по любым правилам.

Пока все.

Опубликовано Volunteer в Блог, 0 комментариев